ПОДПИСАТЬСЯ

Яна Светлова

«Главное — это вера в себя!»
Дизайнер Яна Светлова — молодой и востребованный специалист не только в России, но и за рубежом, основатель бренда Yana Svetlova Wallcoverings и настоящий новатор в мире модных отделочных материалов. Ее эксклюзивные капсульные коллекции обоев были представлены на Maison&Objet 2015 в Париже и на международной выставке ICFF (International Contemporary Furniture Fair) в Нью-Йорке, где Яна стала номинантом первой ежегодной премии New York City Design Awards 2016. О пути к успеху, гармоничном балансе творчества и бизнеса, образовании и счастливых моментах — в эксклюзивном интервью для SDOclub.ru.

— Яна, Вы так талантливы, успешны, молоды… Как Вам удалось добиться успеха? Вам кто-то помогал?

— Больше всего мне помогает вера в себя! Начиная любой проект, я никогда не ставлю себе рамок словами «это невозможно». Наоборот, я даже стараюсь не знать, как сделать нельзя, а найти свои пути решения поставленных задач. Плюс — всегда необходимо стараться найти систему для творчества. Как я рассказываю на своих мастер-классах, наша специальность уникальна тем, что она задействует оба полушария мозга, использует и творчество, и логику. Есть простое упражнение для развития обоих навыков: надо представлять овец, прыгающих через забор, и одновременно их считать. Этим и занимается дизайнер: мы представляем, мы рисуем, мы считаем! И одно без другого в дизайне не существует.

— Вы изучали дизайн и в России, и за рубежом. Как важно, на ваш взгляд, для дизайнера образование?

— Для дизайнера очень важно иметь профессиональное образование, хотя бы минимальное. Образование дает понимание структуры специальности, рассказывает, как нужно развиваться. Мы не просто рисуем картинки, мы строим дома и квартиры, и они должны быть надежными, красивыми, правильно спроектированными и декорированными. В дизайне есть много нюансов, и нужно потратить время, чтобы их изучить. Я рекомендую всем, кто интересуется дизайном, иметь за плечами хотя бы курсы, посещать лекции и семинары. Хотя лучше, конечно, обучаться в профессиональных заведениях, проходить практики, ездить по миру и непрерывно изучать историю городов, домов, архитекторов.

— Для кого Вы создаете свои коллекции обоев? Как выглядит в Вашем представлении портрет конечного потребителя?

— Мой покупатель — это мой единомышленник, который воспринимает красоту мира похожим со мной образом. Это может быть как дизайнер, так и обычный потребитель, которому просто нравится мой продукт. Мои коллекции ему напоминают малахит, какие-либо украшения, азиатские дворцы, восточные мотивы, акварель. Он приобретает эмоции, восприятие, ассоциации и привносит их в свой дом, покупая эту продукцию.

— Яна, откуда у Вас такая любовь к Азии?

— Не могу сказать, что были какие-то предпосылки для этой любви. Рисунок «альгамбра» появился во время моего еще детского путешествия по Испании. В Гранаде есть потрясающий дворец под названием Альгамбра. Его построили арабы, но в итоге он достался Испании. Так как в их культуре не принято изображение Бога, все идет через ассоциации — это письмена, орнаменты, мотивы. Я подглядела этот орнамент, он меня безумно впечатлил! В этом дворце он транслируется совершенно по-разному, и поэтому свой рисунок я и назвала «альгамбра». Это самый популярный принт в моих коллекциях. Когда я только создала все модели и поехала на Maison&Objet 2015 в Париж, я чувствовала себя как Левша на большой ярмарке — очень боялась, что об этом скажут, а мой муж и вовсе удивлялся: «Кто будет покупать такие вызывающие зеленые обои»? Но получилось так, что они запали в душу большинству моих клиентов. Кто-то на выставке мне даже сказал, что мои обои напоминают ему цветок ювелирного дома Van Cleef, хотя я об этом даже никогда бы не подумала. Вся тема акварели, ручной живописи, которая присутствует в коллекции, тем и прекрасна, что каждый в ней видит что-то свое, ведь линии нарисованы не компьютером, а созданы рукой.

— Вы работаете с западными компаниями. Насколько они готовы к сотрудничеству с российскими дизайнерами? Насколько конкурентны российские специалисты в сравнении с западными?

— Сейчас рынок настолько интересен и развит, что я абсолютно не чувствую в работе разделения на российских дизайнеров и других. Даже более того, сейчас специалиста оценивают исключительно по тому, что он делает и на каком уровне работает. Работа является твоим лицом, а не национальность.

— Как Вы считаете, на сегодняшний день на какой стадии развития находится рынок дизайна в России?

— На самой лучшей стадии! Мы пропустили огромное количество времени, в которое развивались Европа, Азия и Америка, и такая стагнация дала нам возможность рывка вперед для собственного дизайна. Благодаря тому, что мы можем посмотреть на их опыт, свой путь мы можем сделать иным, не повторяясь, а формируя его самостоятельно и с бешеной скоростью. Нам нужно быть впереди планеты всей!

— Но все же рынок услуг в России развит не достаточно хорошо. Многие не готовы платить за талант, а дизайнеры зачастую не умеют его продавать. Что нужно делать, на Ваш взгляд, талантливым людям, чтобы зарабатывать?

— Я всегда советую начинать с себя, а не с заказчика, и заниматься самообразованием. Поднимая свой внутренний и профессиональный уровень, ощущение себя и своей профессии, ты будешь лучше, быстрее и дороже продавать свои услуги, ведь чем чище бриллиант, тем больше его хотят купить. Что касается незащищенности дизайнера и конфликтов, которые могут возникать между ним и клиентом — необходимо придерживаться жестких правил, договора, закона и понимания правильности своих решений и ценности своего времени. И дизайнеры, и производители, и потребители должны стремиться к тому, чтобы профессиональная среда была максимально воспитанной и образованной. Когда будут прописаны такие правила, появится четкая структура, а дизайнерское сообщество будет иметь права, которые нельзя нарушать, тогда и профессиональная среда станет максимально защищенной.

— Выпустить собственную коллекцию обоев — достаточно дорогостоящее удовольствие. Как у Вас это получилось? Вы нашли инвестора?

— Нет, это наш семейный с мужем проект и инвестировали мы в него сами. У меня очень интересный бизнес! Благодаря тому, что это digital-продукция, я работаю исключительно под заказ и не рискую тем, что старые коллекции могут остаться не распроданными. Эта модель бизнеса на дизайнерском рынке максимально пластична и выбрана мной не случайно. Поэтому основные мои инвестиции — это создание коллекции, время и интеллектуальный труд.

— Поделитесь с нами своими впечатлениями! Расскажите, что Вы чувствовали, когда выпустили свою первую коллекцию?

— Первый приятный момент: я принесла готовые каталоги домой и разложила перед мужем эти результаты совместных трудов. Он сказал мне: «Да, ты серьезно решила выпускать обои!» Мужчины материальны, и они верят во что-то только когда видят реальное достижение. Второй момент — это моя поездка в Париж. Прекрасно помню эти ощущения: я такая маленькая, иду со своими каталогами по огромным ангарам Maison&Objet, и меня заполняет непередаваемое чувство счастья. Я, как песчинка, принадлежу этому огромному морю дизайна, меня приняли! Всем желаю испытать такие эмоции! Выставка — это уникальная площадка для общения, обмена дружескими контактами и опытом, новых знакомств.

— Поделитесь своими планами! О чем Вы мечтаете, Яна?

— Моя персональная мечта как дизайнера: создать огромный отель в стиле «фьюжн». Также я хочу выпустить более экономичную линейку обоев, возможно, бумажных, которые будут продаваться по всей России. Я верю, что в России должен быть доступный русский дизайнерский продукт.

— Вы всегда отлично выглядите! В Вашем образе чувствуется Ваш вкус. А каких дизайнеров Вы предпочитаете в одежде?

— Мне очень нравятся российские дизайнеры, в основном, это продукция среднего сегмента. Например, LN Family — у них прекрасная качественная продукция из натуральных материалов. Чудесные 12storeez каждый месяц обновляют свои линейки. Крутая компания TATTOOSWEATERS. Есть очень много креативных российских дизайнеров, которые занимаются производством в России. И конечно, всегда есть ZARA!

— Есть ли у Вас кумиры в мире дизайна?

— На данный момент это бюро YABU PUSHELBERG. Они абсолютные гении линий, объемов, масштабов!

— Яна, Вы счастливый человек? Что для Вас счастье?

— Я очень счастлива! У меня есть дело, которое я люблю и которое приносит доход. Этот баланс для меня очень важен. Творчество — это моя душа, мое сердце, а развитие и успешность бизнеса — это отражение его востребованности. У меня счастливая семья, я очень люблю своего мужа! А еще у меня нереальные собаки! Я очень берегу свой мир и много тружусь, чтобы он пребывал в гармонии.

— Что бы Вы могли посоветовать начинающим архитекторам и дизайнерам?

— Больше смотреть по сторонам! Заниматься самообразованием. Быть максимально тактичными. Не бояться ошибаться. Не стесняться, что чего-то не знаете, а наоборот, быть открытыми, благодарно и радостно воспринимать, впитывать этот мир!