ПОДПИСАТЬСЯ

Франсеск Рифе

«Лучшие специалисты — в регионах!»
Известный испанский дизайнер интерьера, промышленный дизайнер, художник-конструктор Франсеск Рифе (Francesc Rifé), основатель собственной студии, преподаватель, лауреат множества премий и наград, в том числе National Design Awards и Delta awards, во время своей поездки в Россию поделился с SDOclub.ru своими взглядами на архитектуру Москвы, дизайнерский потенциал в регионах и важность преемственности в дизайне. Читайте подробности в эксклюзивном интервью на SDOclub.ru!

— Ваша семья занималась столярным ремеслом и продажей мебели. Насколько это повлияло на Ваш путь?

— На самом деле, я не хотел продолжать то, чем занимались мои родные. Я родился в маленьком городе, в Сант-Садурни-д’Анойя, не имеющим ничего общего с дизайном. Когда нужно было определяться с тем, чем заниматься, я сильно увлекался хоккеем, и думал только о нем. Но из-за лени я решил, что проще всего будет пойти по семейным стопам и учиться мебельному производству. Мне казалось, что у меня будет много свободного времени... Но во время учебы меня так увлекло то, что я изучал! Я очень рад, что принял тогда правильное решение и поехал учиться в Барселону. Так что да, можно сказать, что так случилось из-за семьи.

Дизайнер Франсеск Рифе.

— Конечно, европейские бренды, производители, архитекторы и дизайнеры — законодатели мод в мире дизайна. Российские специалисты только в начале этого пути…

— Да. Россия стоит рядом с Европой, но каких-то российских веяний и тенденций пока нет.

Штаб-квартира латиноамериканской авиакомпании Avianca, реализованная Франсеском Рифе в 2018 году в Боготе, Колумбия.

— Кажется, что большую роль в европейском дизайне играет преемственность. В Италии, Испании из поколения в поколения передаются знания семейного дела, ремесла…

— Согласен! В моем случае большую роль сыграло то, что я учился в Барселоне, потому что, в отличие от другой части Испании, Барселона всегда была законодателем дизайна. Хотя сейчас Испания и более глобализована, все-таки 20 лет назад Барселона очень выделялась, и Италия была на втором месте. Во Франции, Англии, Голландии и других странах дизайнерские школы еще не существовали.

Исторический бутик-отель Caro Hotel, спроектированный Франсеском Рифе в соавторстве с архитектором Франсиско Хурадо и реализованная в 2014 году в Валенсии.

Caro Hotel построен на руинах дворца, а в его стенах можно найти исторические свидетельства о представителях всех культур, обитавших в Валенсии с начала нашей эры.

— В России сейчас похожая ситуация. SDOclub.ru много общается с архитекторами и дизайнерами в регионах, и можно с уверенностью сказать, что Москва и Санкт-Петербург — это, по большому счету, отдельные государства.

— Так же и в Англии, и в США. Лондон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско — словно отдельные страны.

— Как талантливым специалистам в регионах, на Ваш взгляд, заявить о себе и стать успешными?

— Первое, что нужно сделать — это вылететь из своего «насиженного гнездышка». И не только в Москву! Она не даст полной широты дизайнерского размаха. К примеру, в Барселоне много дизайнерских школ, много мастер-классов и мастерских, где берут на работу молодых специалистов, студентов. Так же в Милане, Лондоне… В моей студии сейчас трое молодых дизайнеров из разных стран работают по стипендии. Барселона — это культурный центр для развития. Некоторые приезжают даже из Сомали и остаются. Другая распространенная картина: во многих странах, к примеру, в Японии, молодые дизайнеры работают год-два в различных студиях за рубежом, а потом возвращаются домой и открывают свои бюро, основываясь на полученном опыте.

 Проект Ricard Camarena Restaurant, созданный Франсеском Рифе вместе с известным шеф-поваром Рикардом Камарена в Валенсии в 2017 году.

Ricard Camarena Restaurant появился на месте старого, полуразрушенного и заброшенного завода, и благодаря оригинальной архитектуре был разделен на столовую и барные зоны.

— Работать архитектором в Барселоне — сложная и почетная задача. Как Вам удаётся гармонично сочетать современную архитектуру с историей?

— Это сложно во многих городах Испании. Валенсия — тоже многогранный город, где историческое соседствует с современным искусством. Умение создавать гармонию приходит только с опытом. Мне достаточно легко это дается, потому что я сам много лет прожил в Барселоне, видел, как реформировали монументы, здания. Я это чувствую. В крупных дизайнерских студиях в Шанхае я видел работающих людей из Барселоны, Германии, и они тоже адаптируются и к стилю студии, и к стилю города, в котором сейчас живут.

— Правильно ли, когда архитектор, не побывав и не пожив в каком-либо городе, создает для него проект? При помощи Интернета сейчас возможно многое…

— Конечно, нет. Нужно глубоко знать место, для которого ты что-либо создаешь.

Галерея испанской компании Roca в Шанхае, разработанная Франсеском Рифе и реализованная в 2018 году.

Roca Shanghai Gallery была создана с целью демонстрации не только инновационных продуктов бренда, но и его философии и истории.

— Как часто Вы бываете в России и в частности в Москве?

— Раньше приезжал часто, но последние 4-5 лет уже не удается. После перерыва я увидел, конечно, огромные изменения в Москве.

— А насколько гармонична архитектура Москвы?

— Я вижу гармонию. Есть серия значимых, величественных монументов в районе Красной площади, которые не производят впечатления на жителей Москвы потому, что они видят их каждый день. Меня они поразили. Москва — глобальный город, космополитичный, но все, на мой взгляд, едино и гармонично.

— Какой проект Вы хотели бы создать в Москве?

— Не могу сказать, что хотел бы я. Впереди — желания клиента.

Серия ковров KO Франсеска Рифе, созданная для испанского бренда Now Carpets.

Благодаря современному производству фактура ковров KO выглядит объемно, а геометрические узоры и градиент подчеркивают уникальность серии.

— О чем Вы мечтаете?

— Я люблю то, что делаю. Я живу этим 24 часа в сутки. Я благодарен жизни за такую возможность, и я хочу и мечтаю развиваться и расти дальше.

— В чем залог Вашего успеха?

— Любовь и страсть к своему делу, большая сила воли и целеустремленность. И, честно говоря, я больше верю в людей из маленьких городов, чем из больших. Лучшие специалисты выходят из регионов! Большие города — это центры, но работают в них люди из провинции. И чтобы чего-то добиться, нужно много работать.

Благодарим за помощь в организации интервью и подготовке материала компанию Barcelona Design