ПОДПИСАТЬСЯ

Ефим Кац

«Процесс развития – это непрерывный процесс!»
Мебельная фабрика «Мария» уверенно сохраняет лидирующие позиции на рынке в сегменте кухонь и успешно развивает свой бизнес в сложный для экономики период. В чем секрет успеха компании, как складывалась 15-летняя история фабрики и что сейчас на пике популярности в кухонной мебели, SDOclub.ru рассказал генеральный директор компании «Мария» Ефим Кац.

— Еще 150 лет назад кухня была подсобным помещением, а кухарка находилась в рабстве горячих печей и неуклюжих кастрюль. Сегодня же кухню называют «лабораторией дизайна» и ей отводится роль сердца дома. Здесь не только творят кулинарные шедевры, но и ведут разговоры по душам, мечтают за кружкой чая, решают важные вопросы на семейном совете. А что вы вкладываете в философию и статус кухни?

Кухня это, прежде всего, инвестиция на несколько лет, поэтому к выбору гарнитура покупатели подходят тщательно. И у каждого есть свой формат идеальной кухни. Главное, чтобы она соответствовала образу жизни и требованиям своего владельца, а задача нашей компании сделать так, чтобы все совпало. Ведь не случайно наш девиз: «Когда кухня в радость!»

Компания «Мария» заняла и уверенно удерживает лидирующие позиции на рынке кухонной мебели. Расскажите об истории компании. С чего Вы начинали и как развивали проект? В чем секрет Вашего успеха?

Все начиналось с салонов итальянской бытовой техники. У нас была небольшая розничная сеть, которая работала под тем же названием «Мария». Наши партнеры из Италии предложили сотрудничество в новом для нас направлении продажа кухонь премиум-сегмента. И этот эксперимент оказался удачным.

В 1998 году грянул кризис. За короткое время доллар поднялся в цене в 15 раз и доставка готовых кухонь из Италии стала нерентабельной. Так как мы неоднократно ездили на мебельные фабрики партнеров и хорошо знали алгоритмы бизнес-процессов, технологии работы и уровень качества их продукции, было принято решение открыть свое производство в России и научиться делать кухни, которые по своему качеству будут соответствовать итальянским.

Все материалы мы завозили из Италии, поскольку в России достойного аналога тогда не было. Причём это было гораздо выгоднее, чем оплачивать транспортировку готовых кухонь. В результате мы значительно снизили стоимость своей продукции.

Первый гарнитур изготовили в небольшой мастерской это был пробный вариант, который до сих пор стоит в саратовской квартире, где был установлен. Таким образом, появились первые кухни «Мария», произведенные в Саратове.

Постепенно количество клиентов росло и нас стали рекомендовать. Производство набирало обороты, мы приобретали европейское оборудование и со временем перешли на платформу крупной фабрики мебели.

На вопрос «в чем секрет успеха», могу ответить одно оперативная реакция на любую возникающую ситуацию, будь то внешние или внутренние факторы.

— Как со временем менялся рынок? Что Вы предпринимали, чтобы идти в ногу со временем на протяжении 15 лет?

Рынок кухонной мебели относительно молодой. Если вспомнить историю, он начал свое формирование примерно в середине 1990-х гг. Сетей и специализированных кухонных салонов тогда еще не было, работали лишь магазины при немногочисленных фабриках. Настоящий расцвет рынка кухонной мебели пришелся на 1996-1998 годы. Почетное первое место делили польские и итальянские производители, за ними шли все остальные, включая отечественных. Настоящим ударом для мебельного рынка, и рынка кухонной мебели в частности, стал кризис 1998 года. Импортеры, которые возили в Россию польские и итальянские кухни, также были вынуждены переориентироваться. Кто-то создал свое производство, имея для этого достаточно ресурсов, но у большинства не хватило финансирования, поэтому рынок кухонной мебели стал существовать в несколько неполном виде, что продолжалось примерно до конца 1999 года. В 2000 году количество производств кухонной мебели начало расти огромными темпами. Появился колоссальный выбор продукции, да и спрос на мебель был немалый. На сегодняшний день на рынке обилие предложений, а вот показатели потребительского спроса упали.

Что касается компании «Мария», то идти в ногу со временем нам помогает аналитика. Мы всесторонне изучаем нашу целевую аудиторию, потребности, запросы покупателей и стремимся им соответствовать. Изучаем и внедряем в производство новые технологии. Так, в 2015 году фабрика одной из первых в России начала использовать уникальную технологию лазерного кромления фасадов, при которой кромка вплавляется в фасад бесклеевым способом, не оставляя швов. Используем технологию фотопечати: нанесение полноцветных рисунков практически на любые поверхности. Кроме того, мебельная фабрика «Мария» единственная среди российских производителей изготавливает каркасы кухонь из влагостойкой ДСП Egger.

— Как часто ваша компания совершенствует, вносит изменения в кухонную мебель: дизайн, материалы, фурнитуру? Модели кухонь «Мария» разрабатывают российские дизайнеры?

Процесс развития это непрерывный процесс. Мы постоянно вносим корректировки в ассортимент, начиная с цветовой гаммы кухонь и заканчивая новыми технологиями производства. Специалисты компании «Мария» посещают выставки, в том числе международные, и следят за актуальными тенденциями, появлением новых материалов и комплектующих. Мы стремимся быть в курсе всех изменений.

Что касается разработок самих моделей кухонь «Мария», раньше мы сотрудничали с итальянскими коллегами, сейчас же это, в основном, отечественные специалисты.

Что меняется быстрее: дизайн или принципы функциональности и техническое оснащение кухни?

Здесь нужно чётко понимать, что дизайн, не важно какой, пространственный или колористический это эмоциональная составляющая среды человека. Какая среда, такое и психологическое, и эмоциональное состояние человека. Поэтому дизайн часто изменяемая вещь.

Функциональность и техническое оснащение кухни не подвержены таким частым переменам, поскольку они связаны с физическим аспектом нашей жизни и нужны для нашего комфорта. В связи с этим эргономика будет constanta (постоянной прим.ред.).

Есть ли у кухонь «Мария» визитная карточка стиля, дизайна или эргономики? Что-то отличающее и выделяющее среди других кухонь?

Конечно, есть! В модельном ряде кухонь присутствуют все основные стилистические направления от классики до модерна. В наличии всегда есть трендовые модели, мы постоянно исследуем рынок архитектуры и дизайна и, в зависимости от вектора его развития, разрабатываем наши кухни.

Если взять визитную карточку стиля, мы организовали ремейк старой «экранизации фильмов» для аудитории нашего времени. Например, модель кухни Wave это ремейк американской мебели стиля 50-х: «дутые» боковины, с радиусным вертикальным краем фасады, сочетание тонкой и толстой плоскостей. Гарнитуры Farm и Tango это урбанистическая сельская история. Модель Vertment с инновационной геометрией фасада это кухня будущего. Ее название переводится как «вертикальный менталитет» это говорит о том, что все фасады открываются с помощью одной ручки. Даже самый нижний модуль с L-образным фасадом открывается только сверху, у края столешницы.

Классика же всегда остаётся классикой, единственное, что меняется это фактура, цвет и геометрия фасада, остальные законы классицизма нерушимы.

С нынешним изменением экономической и политической ситуации в стране и мире сильно изменился и рынок мебели.  Как вы можете прокомментировать сложившуюся ситуацию на рынке? Способен ли российский производитель выдвинуть свою альтернативу европейской мебели? Может ли «Мария» заменить импорт? Что вы можете предложить искушенному покупателю?

В 2015 году российский кухонный рынок показал относительную устойчивость на фоне серьёзного сокращения продаж, зафиксированного в секторе жилой мебели. Общая тенденция увеличение продаж в нижнем сегменте и снижение в высоком.

Что касается нашей компании, то по итогам 2015 года мы зафиксировали 4%-й рост. Год, конечно же, был сложным, колебания спроса были существенными, но нам удалось нарастить объёмы. Если в 2014 году мы произвели 36 тысяч кухонь, то в 2015 году эта цифра выросла до 38 тысяч.

В настоящее время кухни «Мария» являются прекрасной альтернативой европейским аналогам и не уступают им в качестве и дизайне, оставаясь в более выгодном ценовом сегменте. Иногда клиенты принимают наши кухни за итальянские, если речь идет о моделях из массива.

Как изменился ваш бизнес с изменением ситуации на рынке? Изменились ли политика компании, цены, материалы? Какие вы сделали выводы, извлекли ли какие-то уроки?

Мы всегда следим за состоянием рынка и реагируем на все изменения. Кардинально бизнес не изменился, но мы расширили продуктовую линейку, предлагая кухни для людей с разными возможностями и разными подходами к выбору гарнитуров.

В 2015 году мебельная фабрика «Мария» начала производить кухни для масс-маркета. Мы параллельно запустили несколько проектов, подписав контракт с «Эльдорадо» для производства специальной линейки кухонь, и также создали новый бренд совместно с Юлией Высоцкой Мастерские кухонной мебели «Едим Дома!».  На сегодняшний момент у нас работают 19 студий в сети магазинов Эльдорадо и 75 мастерских кухонной мебели «Едим Дома!» на территории России.

На нашем производстве используется 80% зарубежных материалов, и цены на них напрямую связаны с курсом евро. Это, конечно же, сказывается на стоимости кухонь для конечного потребителя. Но мы стремимся сдерживать рост цен, а чтобы сохранить рентабельность, экономим на прямой рекламе, предпочитая делать скидки на определенные модели в Кухонных студиях, оптимизируем расходы. Еще один способ, который мы используем в кризис снижение себестоимости. Инвестируя в новые технологии, мы часть производственных процессов налаживаем на фабрике в Саратове, и переходим с заказа готовых материалов из Европы на самостоятельную обработку сырья.

Как вы считаете, чем отличаются российские кухни от зарубежных кухонь? Российский покупатель кухни от западного покупателя?

В целом, у европейцев популярен стиль модерн простой, лаконичный, функциональный дизайн. На классику приходится минимальный процент, такие кухни ставят разве что в виллы или замки. Что касается цветовых решений, то различия есть и в самой Европе. В северных странах предпочитают бело-серое, аскетичное, однотонное и простое. На юге любят более яркие цвета и разнообразие. В России, скажем так, все намешано. Но нам ближе средиземноморский дизайн, хотя в каждом регионе есть свои особенности. На юге любят дорогой массив, классику, в центральной части и Сибири больше предпочитают модерн, для них важна функциональность.

— Что сейчас на пике популярности кухонной моды?

 Если брать период 2015-2018 годы, в тренде были и остаются матовые поверхности, актуальна интеграция систем жилой зоны living в кухонное пространство, а также вертикальные или горизонтальные открытые секции, выполненные в цвете, отличном от тона кухни. Сохраняется тенденция пониженной контрастности цветов в кухне. Доминирует композиция, а не цвета. В тренде остаётся и печать на фасадах, причем в этом плане все популярнее становятся коллажи.