ПОДПИСАТЬСЯ

Ольга Фрейман

Залог успеха — не поддаваться на компромиссы!
Ольга Фрейман — один из самых успешных архитекторов России. С 1998 года она руководит собственным архитектурным бюро «Галерея Фрейман» в Москве, которое занимается проектированием, строительством, созданием частных и общественных интерьеров. За годы работы компании Ольгой и ее командой осуществлены яркие проекты в России и за рубежом (Италия, Казахстан). В интервью нашему изданию Ольга поделилась своим мнением о ситуации в дизайне и архитектуре в современной России.

Ольга, вы входите в рейтинг «25 лучших декораторов мира» по версии журнала Architectural Digest. Как вы считаете, что нужно дизайнеру, чтобы быть успешным?

 — Прежде всего, фундаментальное классическое образование, которое ничто не заменит в профессиональной деятельности. Другая важная составляющая — понимание социальной психологии клиента: из чего вырастают его запросы, пожелания и т.д. Без этого понимания нельзя выполнить проект, который бы клиента удовлетворял. А понять можно только изнутри. Иными словами, чтобы понимать клиента определенного социального уровня архитектор сам должен к этому уровню принадлежать. И третий момент: правильный подбор сотрудников, которые формируют профессиональную команду единомышленников. 

Как вам удалось удержаться на плаву, открывая бюро в кризисном 1998 году?

 — Действительно, с 1998 года мы пережили не один кризис. Но я умею собираться, мобилизоваться в трудной ситуации для решения сложных задач. Просто у меня такой характер. Ну и, конечно, помогает команда, о которой я говорила.

Вы не только творческий человек, но и основатель бизнеса. Как удается руководить творческим коллективом? Где эта граница между творческой мыслью и рационализаторским подходом?

 — Действительно, творчество и рационализм идут здесь рука об руку. Но я считаю важным не допускать, чтобы управленец превалировал над творческим человеком.

Каковы основные на сегодняшний день проблемы и сложности в архитектуре и дизайне в России?

 —Мне думается, главная проблема в России — это специфика менталитета наших заказчиков, которые зачастую отдают предпочтение не профессионализму архитектора, а его умению угодить подчас не самому лучшему вкусу. Именно по этой причине у нас расплодилось много непрофессионалов, которые снижают уровень отечественной архитектуры и дизайна.

Каково ваше мнение о школе дизайна и архитектуры в России?

 — Классическая школа архитектуры и дизайна в России очень хорошая. Но, к сожалению, не все, кто работает в этой сфере, ею овладевают. Серьезные российские ВУЗы готовят вполне конкурентоспособных специалистов. Вместе с тем сейчас появилось множество разных студий, школ, курсов, которые дискредитируют профессию, если они не накладываются на базовое образование. Нет, я не против курсов, если человек уже закончил соответствующий ВУЗ, а своего рода специализацию получает в какой-то институции дополнительного образования — в таком случае это может быть весьма полезно, если там преподают стоящие профессионалы.

Как дизайнерам поднять престиж и статус профессии, укрепить свой имидж?

 — Чтобы приобрести и сохранить достойный имидж, надо учиться и в России, и за рубежом. И вести себя так, как делают зарубежные архитекторы: не поддаваться на компромиссы в угоду заказчику или выгодному проекту, надо диктовать свою волю и отстаивать профессиональные позиции.

Лучшая реклама для дизайнера это сарафанное радио или…?

 — Я как раз скептически отношусь к сарафанному радио. Рассчитывать на него, работая в большой компании, точно не приходится. На мой взгляд, лучшая реклама создается грамотно построенным маркетингом.

По какому вектору идет развитие отечественного дизайна в последние годы?

 — Вектор изменений в дизайне направлен в сторону бюджетных проектов. Это значит не столько, что проекты стали дешевыми, сколько то, что заказчики пристрастнее считают деньги. А когда люди заказывают проект, они думают о том, как его потом можно будет продать, то есть подходят к дизайну как к объекту инвестиций.

А что делает дом предметом инвестиций?

 — Дом становится инвестицией, если для его создания приглашают высокопрофессионального архитектора. Тогда и планировки, и отделка, и эстетическая сторона проекта станут ликвидным вложением. Кроме того, таковым объект делают дорогие и качественные материалы.

Чего хочет сегодняшний «топовый» заказчик — роскоши, оригинальности или чего-то другого?

 — Как правило, заказчики всегда хотят роскоши. Другое дело, что ее понимание сегодня изменилось. Современные признаки роскоши — не гипсовые завитушки и обилие золота, как в 90-х, а предпочтение дорогим натуральным материалам и индивидуальному качественному проекту.

Работая над проектами класса-люкс, вы используете в них отечественную продукцию?

 — За последние 20 лет в России выросли вполне качественные производители, если говорить, например, о камне, мозаике, деревообработке, встроенной мебели и даже о мягкой мебели. Мы предлагаем нашим клиентам их продукцию. Но это относится не ко всем направлениям. Например, российские светильники я никогда никому не предложу.

Можно ли построить действительно красивый и оригинальный дом, ограничиваясь строгими рамками бюджета?

 — Только так и надо строить — в строгих рамках бюджета.

Какие, на ваш взгляд, самые громкие архитектурные проекты за последние пару лет были реализованы в России?

 — Первым делом приходит на ум один из последних проектов Захи Хадид в России — бизнес-центр Dominion Tower. А вообще, мне нравятся некоторые проекты перестройки бывших фабрик и заводов в культурные и бизнес-центры, что является сегодня модным трендом. К примеру, я была недавно на открытии нового музея на территории фабрики «Большевик», реконструкцию которого, если я не ошибаюсь, осуществляли британские архитекторы. Получилось вполне свежо и современно. 

Подробнее ознакомиться с творчеством одного из лучших архитекторов России Ольги Фрейман Вы можете на портале sdoclub.ru/specialisty/frejman_olga_alekseevna.html