ПОДПИСАТЬСЯ

Елена Чебурашкина

«Верьте в то, что делаете!»
Сегодня сфера дизайна в России находится в стадии активного развития! А за любым прогрессом, как известно, стоят конкретные люди, его двигатели и инициаторы. По мнению редакции SDO, Елена Андреевна Чебурашкина — один из таких специалистов. Выпускница кафедры «Художественное проектирование мебели» МГХПУ им. С.Г. Строганова, доцент кафедры «Дизайн мебели» МГХПА им. С.Г. Строганова, создатель уникальной мебели для детских учреждений, она вносит большой вклад в развитие сферы дизайна мебели в России! Подтверждение тому: Премия Президента Российской Федерации. Ее студенты — ее достойные последователи. Один из них — Илья Лазукин — уже знаком нам победой в конкурсе SDOclub.ru и SMEG. Об успехе, дизайне, образовании, достижениях и многом другом — в эксклюзивном интервью для SDOclub.ru.

— Елена Андреевна, Вы — редкий и удивительный пример того, как девушке удалось реализовать себя сразу в нескольких сферах деятельности: Вы профессионал своего дела, жена и мама! Поделитесь секретом: как вы все успеваете?

— Секрета нет! Я ничего не успеваю — я как утка, которая умеет ходить, летать и плавать, и всё это делает неважно (улыбается). На самом деле, я много успеваю, потому что я не одна — нас двое: я — это я, и Кирилл — руководитель,  изобретатель и «мамо-папа» (Кирилл Чебурашкин — руководитель кафедры «Дизайн мебели» МГХПА им. С.Г. Строганова и муж Елены Чебурашкиной — прим. ред).

Кирилл и Елена Чебурашкины.

— В одном из интервью вы назвали своей основной профессиональной деятельностью обучение студентов и заметили, что треть выпускников ВУЗов недостаточно квалифицированы. В чем причина такой статистики? Чего, на Ваш взгляд, не хватает в системе образования, благодаря чему процент профессионалов мог бы достигнуть абсолютного большинства?

— Не хватает реальной практики и стажировок в дизайн-студиях и на производствах. 

— Проект SDO часто сталкивается с критикой в отношении российского дизайна мебели. А что Вы думаете об этом? На какой стадии развития сейчас находится сфера дизайна мебели в России и что необходимо предпринять для ее активного роста?

— Ответ на этот вопрос может быть очень объёмным (улыбается). Но, если говорить коротко, не об индустрии в целом, а именно о дизайне — с его вектором всё отлично. Появляется всё больше и больше профессиональных дизайнеров! Многие компании-производители переросли этап копирования западных образцов и чаще обращаются к нам, дизайнерам — а это не может не радовать.

— На Ваш взгляд, есть ли шансы у дизайнера мебели-выпускника российского ВУЗа быть замеченным мировыми брендами?

— Конечно, есть. Сегодня, когда никаких границ, кроме языкового барьера, не существует, любой российский дизайнер из любого города, даже если он не является выпускником профильного ВУЗа, может работать с мировыми брендами.

Команда Кирилла и Елены Чебурашкиных со своими детьми.

— Какие качества потребуются специалисту для достижения подобной цели?

— Помимо способностей в области предметного проектирования, такой дизайнер должен обладать сильной волей, т.к. её наличие критически необходимо для достижения результата. Очень много талантливых ребят с потрясающими идеями не выпускают их дальше своего блокнота или ноутбука, а если идее «не приделать ноги» — она так и останется идеей и никогда не станет предметом, а тем более продуктом.

— Есть ли у Вас такие примеры?

— Примеров очень много! Один из последних — Миша Колбин. Мы познакомились неделю назад в центральном офисе ИКЕА в Швеции. Миша — типичный человек мира: родился в Алма-Ате, вырос в Химках, окончил Университет  пищевых производств, который находится рядом со Строгановкой, и с 16-ти лет работает в ИКЕА. Начинал он свою карьеру с сотрудника зала магазина в Химках, подрабатывал во время распродаж. Сегодня он работает в ИКЕА в общей сложности уже 14 лет — перебрался из Химок в центральный офис в Швеции и занимается разработкой новых продуктов, которыми ИКЕА ещё никогда до этого не занималась. Миша работает в отделе Free Range (отдел свободного ассортимента — прим.ред.) и совмещает множество профессий: от дизайна до поиска поставщиков. Также известные дизайнеры, чьи имена на слуху, такие, как Екатерина Елизарова, Дмитрий Логинов — яркий пример работы российских дизайнеров с зарубежными компаниями. Лично мы знаем ещё десяток менее популярных дизайнеров, которые успешно сотрудничают с иностранными производителями.

Елена Чебурашкина и её младшая дочь Женечка на первом прототипе стульчика из серии «Ангелы и Бэтмены».

— Как проходят вступительные экзамены в МГХПА им. С.Г. Строганова? Как Вы находите таланты среди огромного потока желающих учиться в Академии?

— Мы их не ищем, они сами приходят (улыбается). Если человек решил поступать в Строгановку, а тем более на такую узкую специализацию как «Дизайн мебели» — он уже прошёл определенный отбор. Его призвание — точно не милиционер, не коллектор и не бухгалтер. Конкурс на нашу кафедру не очень большой: 2-2,5 человека на бюджет. Для нас основным критерием при оценке абитуриента является экзамен по композиции — при его выполнении будущий дизайнер должен спроектировать свой первый объект, пусть абстрактный и без ограничений по материалам, технологиям и бюджету, но уже предмет со сквозной проектной идеей. Поступают сильнейшие: среди них есть ребята с инженерным мышлением, а есть стилисты — мы стараемся найти подход к каждому и максимально раскрыть его сильные стороны.

— Есть ли студенты или выпускники, работами которых Вы особенно гордитесь?

— Почти всеми! Мы проводим с ними времени больше, чем со своими биологическими детьми. Мы видим их профессиональный рост от первых смешных эскизов до конкурентоспособных проектов. Наверное, стоит отметить последнюю нашу гордость: выпускница 2014 года, Таня Репина, заняла первое место на московском этапе SaloneSatellite. А затем — третье место в Милане с проектом мебели и предметов интерьера из биоразлагаемого пластика и иголок хвойных пород деревьев ELKI/IGOLKI.  Впервые в истории SaloneSatellite призовое место занял дизайнер из России!

Мобильная парта «Эгомобильчик». Проект кафедры «Дизайн мебели».

— Что, по Вашему мнению, необходимо российским компаниям и производителям мебели для того, чтобы быть конкурентными с европейскими компаниями?

— Более компетентно на этот вопрос, скорее, ответит хороший маркетолог, но, на наш непрофессиональный взгляд, компаниям нужно чёткое позиционирование: для кого эта мебель; кто будет её покупать; сколько она должна стоить; должна ли она быть качественной или в приоритете — низкая цена? Ну и конечно, нужен дизайн, отвечающий поставленной задаче!

— Вы говорите, что дизайн — это, в первую очередь, повышение конкурентоспособности, и только после искусство. Вы общаетесь с большим количеством профессионалов и начинающими специалистами. Как вы считаете, многие ли российские дизайнеры поддерживают Вашу точку зрения?

— Сегодня дизайн заимствует много приёмов и методов у искусства, в частности, для повышения конкурентоспособности. Думаем, что большинство современных дизайнеров придерживаются этой точки зрения, хотя, возможно, мы ошибаемся.

— С одной стороны, дизайнер мебели — это творческая личность, а с другой, эта специальность требует обширных знаний точных наук. В свою очередь, по типу мышления принято разделять людей на гуманитариев и математиков. А дизайнеры мебели — кто они?

— Они — гуманиматики (смеется). На самом деле, профессия дизайнера не требует обширных знаний точных наук. Важно не путать конструктора  с дизайнером. В автомобильном дизайне, например, дизайнера настолько  оберегают от знания технологий, что «расселяют» их и конструкторов  по разным городам: знание технологий настолько сковывает дизайнера, что ему становится сложно генерировать что-то новое. В мебели дела обстоят несколько по-другому: мебельщику жизненно необходимо знать возможности материалов и технологий, но алгоритмы, дроби и квадратичные гиперболоиды — это не про нас.

Защита дипломных работ кафедры «Дизайн мебели», 2016 год.

— Портал SDOclub.ru совместно с итальянской компанией SMEG провели конкурс на лучший дизайн кухни среди студентов, в котором приняли участие студенты из 8 городов России. В каких еще всероссийских конкурсах принимают участие Ваши студенты?

— Много конкурсов для наших студентов мы организовываем самостоятельно совместно с компаниями-производителями. Ежегодно  наши студенты участвуют в таких конкурсах, как национальная премия «Российская кабриоль»; конкурс «Арт-лига» от компании Аметист; премия Interni Design Awards и, конечно, SaloneSatellite.

— Победителем конкурса стал студент МГХПА им. С.Г. Строганова Илья Лазукин. Илья получил главный приз — поездку на iSaloni 2017! Праздновали ли победу Ильи на факультете, радовались ли другие студенты?

— Мы прыгали до потолка! (улыбается) Даже не столько потому, что Илья победил: не будем скромничать, мы уже привыкли к победам наших студентов (смеется). Мы прыгали, потому что Илья сделал это абсолютно самостоятельно! Без наших консультаций, без наших напоминаний и пинков! Сделать хороший проект со студентом — сложно. А вырастить самостоятельного студента, который будет делать хорошие проекты без помощи уже во время обучения — в разы сложнее!

Защита дипломных работ кафедры «Дизайн мебели», 2016 год. Выпускники, комиссия и руководители группы.

— Ценятся ли победы студентов в профессиональных конкурсах среди преподавательского состава? Есть ли возможность у победителей получить зачет автоматом?

— Очень ценятся. Мы всегда поддерживаем и прикрываем студентов, если у них есть шанс поехать на полезную стажировку или поучаствовать в хорошем конкурсе. Зачёты автоматом не ставим, но скидку делаем (улыбается). Отдельное спасибо мы бы хотели сказать вам и компании SMEG за чёткость и выполнение обещаний: вы не сослались на отсутствие паспорта у Ильи, на слишком короткие сроки, кризис или большую загруженность, а просто взяли и сделали. К сожалению, нам довольно часто приходится работать с недобросовестными компаниями, которые не выполняют условия конкурса.

Капсульная микро-кухня LOLO. Автор: Татьяна Репина. Руководители: Чебурашкин К.Н.; Чебурашкина Е.А.; Матвеенко Е.И.

— Как Вы считаете, что дает студентам участие в конкурсах? Чувство здоровой конкуренции, возможность увидеть свои плюсы и минусы, расширение кругозора или что-то другое?

— Участие в конкурсах и выставках даёт возможность студентам услышать профессиональные рецензии и отзывы на свои проекты со стороны, получить предложения о внедрении своего проекта в производство, узнать мнение рядового потребителя. Необходимость сформулировать основную идею своего проекта вырабатывает у молодых дизайнеров способность к свободному общению на профессиональные темы. Ну и, конечно, перспектива стать победителем конкурса даёт возможность улучшить своё портфолио, заработать денег и приобрести авторитет среди коллег, повысить профессиональную самооценку, а в случае с конкурсом от SMEG и SDOclub.ru — посмотреть мир и расширить кругозор.

— Насколько изменилась школа дизайна в России за последние 5 лет? На Ваш взгляд, есть ли конкурентные преимущества у нового поколения дизайнеров перед специалистами с большим опытом работы, но давно получивших образование?

— Про всю школу дизайна не скажем, а про нашу область — с удовольствием. Раньше наши выпускники в 90% случаев после выпуска занимались интерьерами и интегрировали туда мебель по собственным проектам, так как могли это сделать качественно и профессионально, имея опыт создания рабочих чертежей и общения с подрядчиками. Сегодня ситуация изменилась: дизайнеры мебели стали востребованы вне контекста интерьера. К нам всё чаще обращаются производители мебели и других объектов промышленного дизайна с предложением разработать проект с учётом возможностей их производственных мощностей. К счастью, прошли те времена, когда мы радовались любой бабушке с просьбой разработать уголок для её кухни, или обеспеченному мужчине, который никак не может подобрать стеллаж в свой кабинет и хотел бы поручить это задание нашим студентам.

Полотенечница для детского садика.

По поводу преимуществ молодых перед взрослыми — конечно, они есть. Сегодняшний студент первого курса — это совершенно другой формат человека. Он не знает, кто такой Ленин и когда закончилась Великая Отечественная Война, но он с младенчества умеет пользоваться тачскрином, без труда создаёт портфолио на Behance; общается с производителями лично в социальных сетях; с первого курса создаёт файлы для станков с ЧПУ и обладает массой навыков и знаний, которые обязательны для профессионального дизайнера сегодня и были абсолютно не нужны 10-15 лет назад. Но и у умудренных опытом корифеев есть преимущества — это опыт работы в профессии, способность шире смотреть на поставленные задачи, анализировать и обобщать.

— Елена Андреевна, есть ли у Вас кумиры в мире дизайна?

 — Да. Из ушедших — Чарльз и Рэй Имзы. Из ныне живущих — Патрисия Уркиола и ещё десяток (улыбается).

— Какие зарубежные компании являются, на Ваш взгляд, эталоном дизайна и качества?

— Список довольно большой:  MAGIS, Artemide, Kartell, Moroso… Наверное, особенной фирмой  является швейцарская компания Vitra, которая продолжает производить предметы авторства таких мэтров, как Чарльз и Рэй Имзы, Джордж Нельсон и многих других.

— А какие из российских компаний, на Ваш взгляд, являются положительным примером?

— Ответить сложно — это слишком большая ответственность. Но нам очень нравятся идеология и продукты небольшой российской компании PLY; модульные дома от Ивана Овчинникова и компании DublDom. А еще компания «Картонный Папа», которая выпускает игрушки и мебель из гофрокартона.

Елена Чебурашкина на вручении Премии Президента Российской Федерации.

— Елена Андреевна, каково это: получить премию из рук Владимира Владимировича Путина? Это событие стало для Вас показателем достижения успеха в профессии или дополнительной ответственностью за развитие сферы в дальнейшем?

— Это довольно волнительно, ответственно и приятно, но уже забылось и можно спокойно работать и жить дальше (улыбается). Поскольку моя награда — это награда всей моей команды,  груз ответственности давит чуть меньше (улыбается).

— Елена Андреевна, о чем Вы мечтаете?

— О мире во всём мире и всегда здоровых детях. 

Группа дипломников кафедры «Дизайн мебели» 2014 года.

— Дайте совет начинающим специалистам: как добиться успеха и заявить о своем таланте? Чего бы Вы пожелали будущим дизайнерам?

— Давать советы — неблагодарное дело:  вдруг кто-то им последует и ничего не получится (смеется). Но есть одно пожелание, неконкретное, но, на самом деле, очень важное: верьте в то, что вы делаете! Не останавливайтесь из-за злых комментариев, плохих отзывов, низких продаж, неудач и даже из-за маленького количества лайков! (смеется)